4.5. Астрономо-геодезические и топографические работы на Китайско-Восточной железной дороге

Вы здесь


В начале 1896 г. по получении соответствующего указания от военного министра генерал-адъютанта П.С. Ванновского генерал-лейтенант И.И. Стебницкий отдал распоряжение о выделении от КВТ необходимых сил и средств для участия в комплексных работах по строительству Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которые и начались летом текущего года. Таким образом, первыми к работам в Маньчжурии приступили военные геодезисты и топографы119.

Как уже упоминалось, для проведения топографической съемки местности требуется несколько так называемых опорных геодезических точек, получаемых либо из астрономических определений, либо в результате развития триангуляционной сети. Последний метод был более предпочтителен там, где уже имелось несколько исходных геодезических пунктов. На территории Маньчжурии таковых не было. Поэтому картографирование этой древней страны началось с астрономических определений.

Ко времени начала работ в Маньчжурии перешли на музейные полки астрономо-геодезические инструменты XVIII - первой половины XIX в.: угломер, астролябия, квадрант, старинной работы палубные часы и барометры, а их место заняли более совершенные приборы: зенит-телескоп Фрейберга, большой и малый вертикальные круги Репсольда, универсальный инструмент Бамберга, высокоточные хронометры типа Эрикссон, Нардин, Вирен и др. - для определения широты места и времени (долготы); универсальные инструменты Гильдебранда и Керна - для измерения углов «в небольших триангуляциях» и определения азимутов направлений; оптический нивелир - для точного определения высот геодезических пунктов; телеграфные реле и ключи Сименса и Гальске - для телеграфных определений разности долгот пунктов; анероиды, новой конструкции барометры и термометры - для определения значений атмосферного давления и температуры воздуха, необходимых для барометрического нивелирования, а также для расчета необходимых поправок в измерения. С улучшением инструментальной базы появились и более совершенные способы астрономических и геодезических измерений. Так, местное время определялось по способу Цингера, широта - по способу абсолютных высот южных и северных звезд, а также по способу Певцова, азимут направления - по часовому углу Полярной звезды (по способу Струве)120.

Летом 1896 г. астрономические работы в Маньчжурии (вдоль проектированного направления Сибирской железной дороги) проводились полковником М.П. Поляновским и капитаном Н.О. Щеткиным. Вслед им, а чаще одновременно с ними, проводились геодезические работы и топографические съемки. Об этом достаточно подробно, с обобщением и анализом результатов изложено автором настоящей работы в книге «На карте Генерального штаба - Маньчжурия» (2000)121. Здесь же отметим, что астрономические работы состояли в определении пунктов в ходе хронометрических рейсов «для опоры, связи и установки топографических работ 2-верстного масштаба». Для наблюдений использовался практически полный перечень новых вышеперечисленных приборов, из числа наиболее подходящих для экспедиций, и известные способы астрономических определений. При этом наблюдения делались везде, где позволяла погода, а в главных пунктах наблюдения проводились «как на пути вперед, так и на пути обратном». Одновременно в строгом соответствии с инструкцией составлялось военно-топографическое описание.

Особенность работ на территории Манчьжурии состояла в том, что все рейсы приходилось «привязывать» только к одному исходному пункту - Доно, находящемуся от государственной границы в 105 верстах. Поэтому рейсы были довольно длинными, и это отрицательно сказывалось на точности результатов122.

На каждом пункте определялись по результатам астрономических наблюдений поправка часов и географическая широта, по показаниям хронометров - разность географических долгот. Как правило, определялись и азимуты направлений на хорошо заметный ориентир. Сравнения хронометров между собой проводились в начале и в конце наблюдений каждого вечера, одновременно снимались и записывались показания температуры и атмосферного давления с нескольких (для контроля) термометров и анероидов.

Видимые места наблюденных звезд выбирались из немецкого астрономического ежегодника «Berliner Astronomisches Jahrbuch für 1896». Все астропункты 1896 г. были обозначены деревянными столбами, к которым прибивались жестяные пластинки с надписями: «Астрономический пункт 1896 г., хронометрический».

В течение полевого сезона 1896 г. М.П. Поляновским было определено в пределах восточной Маньчжурии 13 астрономических пунктов, Н.О. Щеткиным - в Забайкальской области - 23, в западной Маньчжурии (район Александровский завод, Доно, Хайлар) - 8. Кроме того, ими было составлены подробные военно-топографические описания с указанием дорог, подъездных путей, рек и переправ, географических, природных и климатических особенностей районов работ, возможных мест квартирования войск, состава населения, наличия фуража и скота. Это, конечно, представляло несомненный интерес для Главного штаба русской армии123.

В процессе работ Н.О. Щеткин разработал и проверил на практике новый идеально подходящий для экспедиций способ совместного определения времени и широты. Он отличался от известных (при сохранении достаточной точности) простотой, скоростью наблюдений, а также возможностью заранее легко подготовить все необходимое для работ на каждом новом пункте124. Способ Щеткина, а также разработанные им таблицы эфемерид звезд для определения времени и широты нашли позже широкое применение в КВТ при заблаговременной подготовке территорий будущих ТВД в астрономо-геодезическом отношении. Через 20 лет за эту работу, а также за многолетний и плодотворный труд на поприще практической астрономии генерал- лейтенант Н.О. Щеткин был избран член-корреспондентом Русского астрономического общества, а Русским географическим обществом удостоен медали им. П.П. Семенова-Тян-Шанского125.

В 1896 г. в Маньчжурии работали и три съемочные партии военных топографов, каждая в составе начальника и шести съемщиков. В полосе прокладываемой железной дороги, а также на удалении от нее ими была снята в 2-верстном масштабе территория более 16,5 тыс. кв. верст126.

В 1897 г. полевых работ в Маньчжурии не проводилось, по-видимому, в связи со сменой руководства в Военном ведомстве127. Зато в том году пионерами аэрофототопографии и инженерной фотограмметрии в России - инженерами Р.Ю. Тиле и П.И. Щуровым - были проведены изыскания соединительной линии Забайкальской и Маньчжурской железных дорог с использованием наземной фототопографической съемки128. В течение 2,5 месяцев на маршруте протяженностью около 320 верст и шириной около 10 верст ими были выполнены определения фототеодолитом Поллака со 165 станций. Позже топографический план, построенный по снимкам в масштабе 1:50 000 с сечением горизонталей через 5 саженей демонстрировался на Всемирной выставке в Париже как значительное достижение русской фотограмметрии129. Зарождение же этой важной в военной картографии дисциплины состоялось спустя два года с выходом работы Г.Н. Шебуева «Геометрические основания фотограмметрии»130.

 

Примечания

119. Глушков В.В., Шаравин А.А. Указ. соч. С. 299-331.

120. Там же. С. 302.

121. Там же. С. 301-314.

122. Записки ВТО. 1898. С. 115-118.

123. Там же. С. 115-119, 124-131, 144.

124. Записки ВТО. 1899. С. 1.

125. Сергеев. С.В., Долгов Е.И. Указ. соч. С. 354.

126. Записки ВТО. 1898. С.17.

127. Глушков В.В., Шаравин А.А. Указ. соч. С. 314.

128. Использование наземных фотопанорам для составления топографических планов при железнодорожных изысканиях предложил инженер И.И. Филипенко в 1886 г. /Новокшанова-Соколовская З.К. Указ. соч. С. 166/.

129. Хренов Л.С. Указ. соч. С. 158-159.

130. Шебуев Г.Н. 1899. С. 66-74.