4. Географические исследования Малой Азии, картографирование Западного приграничного пространства России в первой половине 1830-х гг.

Вы здесь


В начале 1834 г. вернувшийся с астрономических определений из Европейской Турции Генерального штаба штабс-капитан М.П. Вронченко был направлен с особым поручением вновь в турецкие владения - в Малую Азию (Анатолию): для сбора военно-географических и статистических сведений. Результатом этого изучения явились отчет, дневник путешествия и большой печатный труд «Обозрение Малой Азии в ее нынешнем состоянии», помешенный в Записках ВТД1.

Важно отметить, что при составлении «Обозрения...» М.П. Вронченко неукоснительно соблюдал следующие правила: «1) руководствоваться только теми сведениями, которые мог приобрести... лично или расспросами, не занимая ничего из книг, писанных о Малой Азии... Расспросы же поверять, сколь возможно, один другими; 2) на наружный вид Земли - горы, равнины и воды, а также и на произведения края... смотреть только в отношении географическом и статистическом, не входя ни в какие суждения по части физики и естественной истории...».2 Почти не касаясь условий путешествия, которое было сопряжено с опасностями для жизни и большими трудностями, автор в своей работе дал всестороннее описание исследуемой страны, отличающееся при сжатости изложения чрезвычайно большим разнообразием содержания.

Путешествие М.П. Вронченко (с одним помощником) состояло из четырех поездок из города Смирны (одна - в 1834 г., три - в 1835 г.). При этом основными измерительными приборами для астрономических определений были: призматический круг мюнхенской фирмы Штейнгейля и Эртеля и три хронометра, один из которых был принят за эталонный для сравнения с другими. Кроме того, для магнитных наблюдений имелась отражательная буссоль, изготовленная в Механическом заведении ВТД, для температурных - термометры. Атмосферное давление (высоты точек) не определялось по той причине, что единственный барометр был случайно разбит накануне наблюдений. Путешествие совершалось верхом на лошади, причем хронометры перевозились в поясе, а призматический круг - в чемодане, на вьючной лошади. Поездки были согласованы с турецкими властями3.

Во время поездок М.П. Вронченко установил, что изданные в то время географические карты и планы, например австрийского географа Гаммера, не соответствуют действительности, по ним нельзя было ориентироваться. Английские карты были несколько лучше, но и на них «положение некоторых городов очень неверно; реки текут не так; фигура озер означена наобум, а о городах и говорить нечего...»4.

М.П. Вронченко проехал верхом около 10 тыс. верст, непрерывно проводя маршрутную съемку, по которой затем была составлена маршрутная карта. На ней - наряду с определенными астрономическими пунктами - были нанесены дороги, по которым он проезжал, и находившиеся рядом с ними отдельные местные предметы. Направления встречавшихся и видимых вдали горных хребтов и рек он наносил на глаз, а также по расспросам.

Точное время М.П. Вронченко определял из наблюдений двух звезд, расположенных западнее и восточнее меридиана, а высоту полюса - из наблюдений Полярной звезды и звезды с южным склонением вблизи момента ее кульминации. Из-за отсутствия барометра в вычисления «вводилась средняя рефракция». При наличии четырех основных пунктов (Смирна, Синоп, Пера - предместье Константинополя и Аталия), «определенных при английской описи» берегов Средиземного и Мраморного морей, долготы других пунктов были определены путем перевозки хронометров (фактически двух, поскольку один хронометр оказался ненадежным). Долготы основных пунктов он также определял с помощью хронометров, а в результате сравнения этих определений с проведенными «при английской описи» был установлен суточный ход хронометров.

После возвращения назад географические долготы определенных пунктов М.П. Вронченко определял повторно с учетом суточного хода хронометров. При этом расхождение полученных результатов было весьма незначительным. «Необыкновенное согласие результатов, - писал по этому поводу М.П. Вронченко, - может быть отчасти и случайно: его нельзя было ожидать от поездок, в которых почти каждый круг длился не менее тысячи верст, а иные - гораздо более. Этот опыт показывает, что можно получить от перевозки хронометров верхом...»5.

Хорошие результаты работы он приписывал, прежде всего, высокой точности одного из используемых хронометров и умению наблюдателя избегать сотрясений всех хронометров при поездке верхом: его умению легко садиться на лошадь и слезать с нее, держаться в седле так, чтобы не было толчков, стоять на стременах, когда лошадь идет «тряской рысью», и пр. В целом за четыре поездки по Малой Азии М.П. Вронченко определил около 100 пунктов (в том числе пункты, определенные «при английской описи»). Директор ВТД генерал-майор Ф.Ф. Шуберт высоко оценил астрономические наблюдения, выполненные М.П. Вронченко во время путешествия. «Успех работ его в Малой Азии в 1834 и 1835 годах превзошел всякое ожидание, - писал он. - Снабженный призматическим кругом Штейнгейля и тремя хронометрами..., он объехал эту страну во всех направлениях и, возвращаясь по несколько раз в одни и те же места, получил, таким образом, большое число поверок для своих хронометрических определений, которые представляют удивительное согласие...»6.

По достоинству оценил вышедшее в свет «Обозрение Малой Азии» Д.М. Перевощиков - известный русский астроном и математик. Он, в частности, охарактеризовал упомянутый труд как «превосходное описание» Малой Азии «в естественном, статистическом и политическом состоянии» и счел целесообразным заметить следующее: «Местность, или топография, и естественные произведения переменяются весьма медленно, особенно в тех местах, где просвещение и гражданственность почти неподвижны; следственно, топографическое и естественное обозрение Малой Азии г. Вронченко надолго останется драгоценным материалом для физической географии. Результат его трудов состоит в определения географического положения ста мест, из которых только одна Смирна находится в [иностранной] росписи географических положений... Так что наблюдения г. Вронченко суть единственные основания для составления верной карты Малой Азии...».7

На основе определенных М.П. Вронченко астрономических пунктов, ставших основой для его маршрутной карты, а также собранных описательных материалов в 1841 г., была составлена и издана первая научно обоснованная географическая карта Малой Азии.

 

Примечания

1. Записки ВТД. 1838; Записки ВТД. 1840.

2. Цит. по кн.: Шостьин Н.А. 1956. С. 21.

3. Шостьин Н.А. Указ. соч. С. 22-25.

4. Цит. по кн.: Шостьин Н.А. Указ. соч. С. 25-26.

5. Там же. С. 26-27.

6. Там же. С. 27.

7. Там же. С. 28.

8. Шостьин Н.А. Указ. соч. С. 29.