2.2. Учреждение Императорской военной академии - высшей школы для подготовки офицеров штабов и руководителей военно-топографических съемок

Вы здесь


В конце 1820 - начале 1830-х гг. в Военном ведомстве продолжалось обсуждение новой штатной структуры Генерального штаба, а также задач, возлагаемых на него в мирное и военное время, в том числе по топографическому обеспечению войск. В поле зрения передовых военных деятелей того времени находился и вопрос подготовки офицеров с высшим военным образованием, предназначенных для службы «по Генеральному штабу».

«Хороший Генеральный штаб для армии столь же важен, как хорошее правительство для народа, - писал в своей записке императору Николаю I генерал-адъютант барон Г.В. Жомини - видный военный теоретик и историк. - Без него [Генерального штаба] можно иметь хорошие полки, но, тем не менее, не иметь хорошей армии...»99.

Пo мнению барона Г.В. Жомини, большим недостатком российского Генерального штаба являлось то, что от «офицеров требовали слишком однообразных познаний, между тем как служба эта весьма разносторонняя». С целью повышения эффективности работы Генерального штаба он предложил разделить его офицеров на две части: «одни должны заниматься топографическими съемками, выбором лагерей, размещением в них войск и производством обозрений местности, тогда как другие посвятят себя занятиям в канцеляриях, будут производить рекогносцировки неприятеля, составлять диспозиции, военные журналы и вообще будут ведать тактическую и стратегическую часть службы. Первых следует называть квартирмейстерскими офицерами, а вторых - офицерами Генерального штаба; те и другие должны состоять в чине капитана... Сверх того необходимо образовать особый разряд офицеров, причисленных к Генеральному штабу в чинах от прапорщика до капитана, которые составили бы резерв для пополнения этого рода службы в военное время...»100.

По вопросу о комплектовании Генерального штаба барон Г.В. Жомини «находил, что [он] должен быть открыт для строевых офицеров, имеющих призвание к военному делу, хотя бы они и не были съемщиками», а для их образования необходимо учредить «военную академию»101.

В начале октября 1829 г. «была организована комиссия под председательством барона Жомини из графа Сухтелена, генерал-лейтенанта Хатова и генерал-майора Шуберта... для составления положения о высшем военноучебном заведении, которое предназначалось для комплектования Генерального штаба, и распределяла бы свое влияние и на другие части нашей армии...»102.

Барон Г.В. Жомини обоснованно полагал, что офицеру Генерального штаба придется «не только нести службу при войсках, но также и руководить картографическими и геодезическими работами», поэтому он считал необходимым «дать в проектируемом заведении развитие не только военных, но и математических наук... Он полагал необходимым, кроме двух классов академических, установить еще один приготовительный..., в котором бы преподавались: сферическая тригонометрия, начертательная геометрия, конические сечения, геодезия и все познания, относящиеся к съемке и картографии, а из военных предметов - низшая тактика... Жомини предлагал придать академии всю обстановку высшего не только учебного, но и ученого заведения... Последние [его] предложения... не были одобрены... 8 апреля 1830 года Жомини представил... рапорт на высочайшее имя с приложением к нему проекта «Положения об академии»103.

Между тем в конце апреля того же года в Главном штабе е. и. в. произошли кадровые перестановки. Генерал-квартирмейстер и директор Корпуса топографов генерал-лейтенант граф П.П. фон Сухтелен был назначен оренбургским губернатором и одновременно командиром Отдельного Оренбургского корпуса, а на его место прибыл генерал-адъютант А.И. Нейдгардт 2-й - также боевой генерал и опытный генштабист104 «24 ноября 1830 г. пришло в Петербург первое известие о восстании поляков в Варшаве... (Польское восстание 1830-1831 гг. - Авт.). 29 ноября... А.И. Нейдгардт... выехал к западным границам [в должности генерал-квартирмейстера действующей армии]... Исправление должности генерал-квартирмейстера Главного штаба... было возложено на управляющего Военно-топографическим депо генерал- майора Шуберта...»105.

После окончания Польской кампании генерал-адъютант А.И. Нейдгарт представил военному министру докладную записку с проектом преобразования подведомственного ему Генерального штаба. Последний, по его мнению, целесообразно было организовать из трех частей: «военной, геодезической и распорядительной, которые должны были составлять управление генерал-квартирмейстера Главного штаба... и находиться под его надзором...

Часть геодезическая, под управлением особого начальника со званием генерал-географа, должна была заведывать: Военно-топографическим депо, всеми... государственными съемками и Училищем топографов; состоящий при этой части Корпус топографов должен быть разделен на роты, из которых каждая имела бы особого командира и офицеров не из этого же корпуса, но произведенных из фронтовых фельдфебелей и унтер-офицеров, преимущественно... из саперных батальонов...»106.

Таким образом, приведенные предложения «сводились к восстановлению того порядка, который был создан для Квартирмейстерской части князем Волконским в 1815 году». Но предложения генерал-адъютанта А.И. Нейдгарта «остались без последствий». Более того, «канцелярии (генерал-квартирмейстера и управляющего Генеральным штабом) высочайше повелено было соединить в одну, как это было в начале XIX столетия...»107.

Параллельно этой реорганизации шла работа по подготовке к открытию Императорской военной академии. Устав и штат Академии были «высочайше» утверждены 4 октября 1830 г.

Административный штат Академии был сформирован довольно быстро. Сложнее было организовать комплектование ее профессорско-преподавательского состава. На вызов, сделанный первым начальником академии генерал-адъютантом И.О. Сухозанетом по Генеральному штабу и по всем военно-учебным заведениям, относительно лиц, желающих преподавать в Академии, одним из первых отозвался штабс-капитан А.П. Болотов - участник топографических съемок Молдавии и Валахии в 1828-1829 гг., в то время офицер штаба Отдельного Корпуса внутренней стражи108. Назначенный адъюнкт-профессором, затем первым в Академии профессором геодезии, он в течение более 20 лет занимался плодотворной педагогической и научной деятельностью, оставив после своей безвременной кончины ряд учебников и научно-практических трудов по геодезии, топографии и картографии.

Поступающие в Академию сдавали вступительные экзамены по общеобразовательным и военным дисциплинам. Кроме того, «требовалось ясное понятие о ситуационных планах и топографических картах».

Открытие Академии состоялось 26 ноября 1832 г. «в день праздника Св. Великомученика Георгия, который считается и праздником всего Генерального штаба... Первый академический курс был начат 29-го ноября 1832 г...»109. Это было важным событием для России, поэтому церемония открытия происходила в присутствии императора Николая I.

Программа обучения в Академии, рассчитанная на два года (младший и старший курсы), предусматривала, наряду с высшей военной подготовкой, изучение таких необходимых для будущего руководителя съемок специальных предметов, как основы топографии и геодезии, черчения планов и глазомерной съемки, военная география и статистика. Здесь следует подчеркнуть, что руководство Военного ведомства России в то время придавало особое значение этой стороне подготовки будущих офицеров Генерального штаба110. Так, в первые 20 лет существования Академии все ее слушатели изучали сферическую тригонометрию, астрономическую и высшую геодезию, проекцию карт, низшую геодезию (топографию), черчение планов, а также нивелирование, топографические съемки (инструментальные, полуинструментальные, глазомерные). Эта традиция - с некоторыми изменениями - сохранялась до 1914 г., т. е. до того времени пока Академия в связи с начавшейся Первой мировой войной 1914-1918 гг. не перешла на ускоренные выпуски111.

С началом занятий в Императорской военной академии обнаружилось, что «по военной географии и военной статистике... в нашей литературе образцов вовсе не было», а в иностранной имелись «лишь военные описания некоторых замечательных театров войны». Поэтому «приходилось вырабатывать как взгляд на эти предметы, так и наиболее соответствующий им метод изложения. Эта трудная работа была блестяще исполнена, благодаря неустанным трудам профессоров: майора Корпуса инженеров путей сообщения [M.A.] Языкова и Генерального штаба подполковников [Г.Ф.] Стефана и [Д.А.] Милютина (будущего военного министра. - Авт.)... У Стефана преобладал в изложении описательный элемент, благодаря чему офицеры основательно знакомились не только с географией, но и с топографическими данными описываемого пространства... В некоторых случаях рассматривались и наиболее замечательные театры войны, по преимуществу ближайшие к России...»112.

Таким образом, благодаря Г.Ф. Стефану - бывшему колонновожатому и съемщику, в то время штаб-офицеру, а в будущем - начальнику Николаевской академии Генерального штаба113, «курс военной географии, совершенно новый в нашем Отечестве114, получил твердое основание... Подполковник Милютин, пользуясь подготовкою, сделанною его предшественником, прочно установил систему и метод преподавания. В 1847 г. он издал сочинение «Первые опыты военной статистики», заключившее в себе критическое исследование значения военной географии и военной статистики и установившее тот взгляд на эти отделы военной науки, который с того времени принят повсеместно...»115.

 

Примечания

99. Столетие Военного министерства. 1910. С. 151.

100. Там же. С. 153.

101. Там же.

102. Столетие Военного министерства. 1910. С. 154.

103. Там же. С. 155-156.

104. Сергеев С.В., Долгов Е.И. Указ. соч. С. 505-506.

105. Там же. С. 75.

106. Там же. С. 180-181.

107. Там же. С. 182.

108. Селиханович В.Г. 1958. С. 15.

109. Столетие Военного министерства. 1910. С. 175.

110. В первые годы существования академии изучению перечисленных предметов уделялось настолько большое внимание, что это не могло не сказаться на качестве изучения военных дисциплин - тактики и стратегии: «Академия стала выпускать превосходных чертежников, недурных астрономов, лихих наездников, но весьма посредственных квартирмейстеров...» /Керсновский А.А. 1999. С. 240/.

111. Глушков В.В., Шаравин А.А. 2000. С. 104.

112. Столетие Военного министерства. 1910. С. 234.

113. Сергеев С.В., Долгов Е.И. Указ. соч. С. 523.

114. Кратко об истории становления и развития географии в России в XVIII - XIX вв. см. /Глушков В.В. 2005-ж. С. 90-92/.

115. Столетие Военного министерства. 1910. С. 235.