14. Сведения о выполненных картографических и гидрографических работах на Дальнем Востоке (конец XIX - начало XX вв.)

Вы здесь


1. Перечень астрономо-геодезических, топографических и картографических работ, проведенных в Маньчжурии и по их материалам в ВТО Главного штаба в 1898-1903 гг.

В 1898 г. (после перерыва в работах в 1897 г.) проводились только топографические съемки на юге Ляодунского полуострова. В них участвовали четверо съемщиков Приамурского ВТО: «трое из них сняли в масштабе 250 саж. в дюйме 229 кв. верст в окрестностях бухты Талиенван, а четвертый снимал Порт-Артур и внутренние его бухты в крупном масштабе...». Кроме того, Иркутской топографической частью «вдоль строящейся Забайкальской железной дороги была проложена тригонометрическая сеть от Ачинской степной думы до границы Маньчжурии... Измерено 2 базиса..., поставлен 51 тригонометрический знак... и определено 74 пункта. Протяжение всей сети [составила] около 300 верст...»1.

В 1899 г. на Ляодунском полуострове наряду с топографическими проводились и астрономо-геодезические работы. Астрономические работы состояли в определении географических широт и долгот пунктов, «чтобы дать опорные пункты для съемок в северо-восточной части полуострова» по ранее рассмотренной методике. Начальником Приамурского ВТО генерал-майором П.И. Гладышевым за 55 суток было совершено 7 хронометрических рейсов и определено 28 новых астрономических пунктов2. Геодезические работы состояли в проложении ряда второклассной триангуляционной сети на пространстве от города Бидзево до Порт-Артура. До этого на местности имелось всего три геодезических пирамиды Морского ведомства. В ходе работ было поставлено еше 26 наружных знаков3. «Наблюдения производились штабс-капитаном Дмитриевым с помощником на поверительной трубе малым универсальным инструментом Керна...; горизонтальные углы мерились б-ю приемами, а вертикальные одним...»4. В середине триангуляции, близ города Кинчоу, измерялся базис длиной в 3 версты 155 сажен - двумя специальными жезлами «по натянутой бичеве взад и вперед...». Жезлы затем сравнивались с нормальной мерой компаратором Лебедева, точность измерения базиса была невысокой (относительная ошибка определения 1:62000), но достаточной для этого вида работ. «Переход от базиса к боку сети сделан при посредстве базисной сети, с помощью двух диагональных четырехугольников, вычисленных по способу наименьших квадратов; таким же способом вычислены и три полигона...». Все определенные пункты, образовали 41 треугольник, и в трех местах составили пятиугольные полигоны5.

Топографические работы (инструментальная съемка в масштабе 1 верста в дюйме) производились «к юго-западу от граничной линии Бидзево - Бухта Адамс... Семью съемщиками было снято 2 246 кв. версты..., точек высот определено в среднем по 33 на кв. версту (всего более 74 тыс. точек. - Авт.). Кроме того, теми же семью съемщиками производилась рекогносцировка площади, снятой в предыдущем году топографами, командированными в распоряжение Штаба Квантуна (съемка в масштабе 1 верста в дюйме) и главного инженера Маньчжурской дороги (съемка в масштабе 250 саж. в дюйме). Отрекогносцировано 587 кв. верст... Съемка в масштабе 100 саж. в дюйме для Инженерного ведомства в окрестностях Порт-Артура производилась 4 съемщиками, снято 47 кв. верст. По реке Сунгари от Харбинской пристани одним съемщиком снята полоса длиной в 32 версты, шириной около 3 верст...»6.

В процессе работ офицерами-топографами было также составлено добротное военно-топографическое описание района съемок, в котором в недалеком будущем загремят бои.

На основании выполненных в 1896-1899 гг. полевых работ в Картографическом заведении ВТО Главного штаба в 1900 г. проводились составление, вычерчивание и корректура так называемых азиатских изданий карт7: «а) Карта Азиатской России, в масштабе 100 верст в дюйме. Исправление на 2 листах и корректура их. б) Карта южной пограничной полосы Азиатской России, в масштабе 40 верст в дюйме. Составительные работы, исправления на 13 листах и корректура их... г) Карта Азиатской России, в масштабе 10 верст в дюйме. Составительные работы на 6 листах и корректура их. д) Карта Дальнего Востока, в масштабе 10 верст в дюйме. Составительные работы на 6 листах, е) Карта Ляодунского полуострова подполковника Илинского, в масштабе 5 верст в дюйме. Вычерчивание... на 6 листах и корректура их. ж) Карта Кореи, Маньчжурии и провинции Чжили, с китайскими цзирами, в масштабе 4 версты в дюйме. Вычерчивание... на 65 листах, з) Планы некоторых городов Маньчжурии и Китая. Вычерчивание... на 9 листах...»8.

Кроме того, было выполнено: гравирование на камне крупномасштабных карт Гуаньдунского и Квантунского полуостровов, ряда островов в Печелийском проливе, маршрута Пекин - Даку; исправление на камне 10-верстной карты Уссурийского края; заливка и тушевка объектов местности на крупномасштабных картах Маньчжурии, Ляодунского полуострова, рек Сунгари и Ляо-хэ9.

В 1900 г. плановые полевые работы в Маньчжурии не проводили в связи с вспыхнувшим в Северном Китае восстанием ихэтуаней и походом русских войск для его усмирения, а в 1901 г. Приамурский ВТО, состоящий из начальника, 3 производителей астрономических работ, 4 начальников отделений, 53 съемщиков10, 2 производителей картографических работ и секретаря, приступил к выполнению плановых полевых работ, основной объем которых охватывал территории Северной Маньчжурии и Ляодунского полуострова.

Астрономические работы проводили в четырех районах Маньчжурии, а также в Корее. Исходным пунктом для вычисления долгот был принят г. Владивосток. В корейском хронометрическом рейсе было определено семь астропунктов: Харбин, Порт-Артур, Сеул, Пиньян, Цинампо, Сер-джемс-гол и Чемульпо. При этом «рейсы исполнены отчасти на пароходе и паровом катере, отчасти по железной дороге...». В Южной и Северной Манчжурии экспедиции имели «целью дать опорные пункты для съемок при описательных партиях фудутунств», состояли из трех рейсов. Всего было определено 68 астропунктов, в том числе расположенных в городах Мукден, Харбин-Новый, Гирин и др. В хронометрических рейсах по грунтовым и железной дорогам хронометры перевозились в телегах, по реке Сунгари - на джонке11.

Топографические работы выполняли в трех районах Маньчжурии:

«а) Топографическая съемка, в масштабе 2 версты в дюйме, производилась на Ляодунском полуострове и в Мукденской провинции. Двумя отделениями, в составе двух начальников и 18 съемщиков, снято 11507 кв. верст, б) Маршрутная съемка, в масштабе 2 версты в дюйме, производилась в Гиринской и Хейлуцзянской провинцях Северной Манчжурии 13 съемщиками, состоявшими при описательных партиях фудутунств. в) Съемка, главным образом маршрутная, производилась 7 съемщиками в Мукденской провинции...

Картографические работы заключались: 1) В составлении и издании десятиверстной карты Северной Манчжурии, составленной из пятиверстных маршрутов описательных партий фудутунств. 2) В составлении и издании четырехверстной маршрутной и двадцативерстной карты Мукденской провинции. 3) В издании десятиверстной карты Южной Манчжурии, составленной по инструментальным съемкам 1899 и 1901 годов. Кроме того, составлялись и издавались карты и планы для нужд войск и управлений...»12.

В Картографическом заведении ВТО Главного штаба в 1901 г. были проведены: а) составительские работы и корректура Карты путей от залива Посьета до Порт-Артура, на 2 листах в масштабе 20 верст в дюйме; Карты Дальнего Востока, на 7 листах в масштабе 10 верст в дюйме; Карты Азиатской России, на 4 листах в масштабе 10 верст в дюйме; вычерчивание Карты Кореи, Маньчжурии и провинции Чжили, на 76 листах в масштабе 4 версты в дюйме - в чертежной мастерской; б) исправления на камне Карты пограничной полосы Азиатской России, в масштабе 40 верст в дюйме, а также заливка и тушевка Карты Ляодунского полуострова, в масштабе 1 верста в дюйме; Карты Маньчжурии, в масштабе 4 версты в дюйме; Карты путей от залива Посьета до Бидзево, в масштабе 20 верст в дюйме - в гравировальной мастерской13.

В 1902 г. силами Приамурского ВТО был выполнен следующий объем работ в Маньчжурии.

«Астрономические работы...: исполнено телеграфное определение пяти разностей долгот между... пунктами Маньчжурии: Благовещенск - Мерген, Мерген - Цицикар, Цицикар - Харбин, Харбин - Гирин, Харбин - Куанчендзы. Эти определения дали основные пункты для установки долгот как в уже исполненных, так и в предстоящих хронометрических рейсах... Хронометрическим рейсом в Северной Маньчжурии, между основными пунктами Благовещенском и Мергенем, один производитель астрономических работ определил пункт Каранак...». В том же году в период с 24 августа по 18 ноября было определено еще пять далеко удаленных пунктов14.

Геодезические работы «состояли в проложении второклассного тригонометрического ряда в Мукденской провинции... между пунктами Ляояном и Фынхуанченом... Построено 19 знаков, определено 23 пункта второго класса и 4 пункта третьего класса; кроме того, установлена связь с астрономическим пунктом «Ляоян» и измерен базис по бечеве длиной в 3 версты 140 сажень...»15. Вертикальные и горизонтальные углы на пунктах измерялись малым универсальным инструментом Керна. При вычислении широт, долгот и азимутов использовались «элементы земного сфероида Кларка», высоты пунктов определялись по формулам В.В. Витковского. Каталог географических координат и высот определенных пунктов триангуляции Ляоян-Фынхуанчен, составленный производителем работ капитаном В.В. Дмитриевым, приведен в Записках ВТУ16.

Топографические работы заключались в съемке на правом берегу Амура «в масштабе 250 сажень в дюйме... Всего одним съемщиком снято 120 кв. верст... В Южной Маньчжурии заканчивалась топографическая съемка Ляодунского полуострова, в масштабе 2 версты в дюйме, до линии Ляоян - Фынхуанчен - устье р. Ялу... Двумя отделениями в составе двух начальников и 17 съемщиков, снято 18 287 кв. верст...

Картографические работы заключались... в составлении и подготовке для издания фотолитографией 12 листов десятиверстной карты фудутунств двух северных провинций Маньчжурии..., в составлении новой сорокаверстной карты Маньчжурии по новым материалам. Все чины отдела, находившиеся на полевых работах, занимались зимою вычерчиванием своих брульенов. Кроме того, исполнялись чертежные работы для надобностей окружного штаба... В литографии печаталась... карта фудутунств северных провинций Маньчжурии в десятиверстном масштабе...»17.

В интересах топогеодезической подготовки Маньчжурского ТВД в картографическом заведении ВТО Главного штаба в 1902 г. были проведены: «а) Составительские и корректурные работы по подготовке к изданию Карты Азиатской России, на 2 листах в масштабе 10 верст в дюйме; Карты южной пограничной полосы Азиатской России, на 18 листах в масштабе 40 верст в дюйме; Карты Дальнего Востока, на 10 листах в масштабе 10 верст в дюйме; Карты пограничной полосы по течению р. Уссури, на 2 листах в масштабе 10 верст в дюйме; Карты путей от залива Посье- та до Порт-Артура, на 1 листе в масштабе 20 верст в дюйме; «Военно-дорожной карты Азиатской России, на 8 листах в масштабе 50 верст в дюйме; перевод подписей на русский язык и нанесение их на иностранные карты Маньчжурии - в чертежной мастерской; б) Изготовление на камне Карты южной пограничной полосы Азиатской России в масштабе 40 верст в дюйме; Карты пограничной полосы до слияния p.p. Амура и Уссури в масштабе 10 верст в дюйме - в гравировальной мастерской...»18.

В 1903 г. силами Приамурского ВТО был выполнен следующий объем работ в Маньчжурии.

Астрономические работы. С целью правильной ориентировки триангуляции, проложенной в 1902 г. в Мукденской провинции между городами Ляояном и Фын-хуанченом, генерал-майором М.П. Поляновским был определен астрономический азимут начальной ее стороны. Им же из кругового хронометрического рейса была определена долгота Ляояна по отношению к основному пункту - Порт-Артуру. «В наблюдениях в качестве помощника и для практического ознакомления с... астрономическими работами принимал участие капитан Корпуса [военных] топографов Ахмаметьев...»19.

Топографические работы. «В Маньчжурии, на правом берегу... Амура, производилась: 1) инструментальная съемка полосы вдоль реки, шириною 4-10 верст; в масштабе 2 версты в дюйме, от поселка Сычевского вниз до поста Лахасусу (на правом берегу устья р. Сунгари); и участка на левом берегу... 2) полуинструментальная съемка, в масштабе 2 версты в дюйме, маршрута от поста Марии Магдалины (Айгун) через Мерген на Цицикар к Фулярди. 3) инструментальная съемка в масштабе 250 саж. в дюйме постов Ильинского (бывший Сахалян), Марии Магдалины и Лахасусу. Одним отделением, в составе... начальника и 5 съемщиков, снято в двухверстном масштабе 6100 кв. верст и в полуверстном 190 кв. верст... По течению р. Амнокгана (Ялу), по грунтовым дорогам в сторону от реки до городов, расположенных в ее бассейне, и между городами Тунгоу и Канге была исполнена глазомерная маршрутная съемка. Одним съемщиком снято по течению реки 664 версты, от района, снятого инструментально до деревни Карели, и по грунтовым дорогам 204 версты, при ширине маршрута 2-6 верст...»20.

Картографические работы «заключались в составлении... карт, издаваемых отделом: 1) сорокаверстной карты Маньчжурии, Квантунского полуострова и Северной Кореи, 2) десятиверстной карты устья р. Амура и Ляодунского полуострова...»21.

 

2. Обзор гидрографических работ, выполненных на Тихоокеанском морском театре военных действий в период 1898-1904 гг.

16 марта 1896 г. Главное гидрографическое управление (ГГУ) запросило Главный морской штаб (ГМШ) о количестве карт, которые могли потребоваться в случае начала войны. В полученном официальном ответе отмечалось, что при объявлении мобилизации флота необходимо иметь: «1) атласы карт и лоций всего света для 24 судов, считая, в том числе, снабженные уже суда, находящиеся в плавании; 2) карт и лоций Балтийского моря - для 69 судов; 3) карт и лоций Финского, Рижского и Ботнического заливов - для 128 судов; 4) карт и лоций Черного моря - для 55 судов; 5) карт и лоций Мраморного моря и Архипелага - для 48 судов и 6) карт и лоций Тихого океана, в пределах плавания Сибирской флотилии, - для 31 судна...»22.

26 апреля 1896 г. помощник начальника ГГУ генерал-майор К.И. Михайлов доложил управляющему Морским министерством адмиралу Н.М. Чихачеву, что в случае мобилизации «потребные для выписки иностранные карты и книги могут быть получены управлением из-за границы не ранее августа... и, в общем, при обыкновенных политических условиях после заказа через два месяца», а «на изготовление русских карт при имеемых средствах потребуется около 2-х месяцев...». Н.М. Чихачев приказал «выписать немедленно дополнительное, на случай мобилизации, количество иностранных карт и книг, изготовив вместе с тем все необходимое для напечатания русских карт в течение 1-го месяца...». Однако тут же возник вопрос о корректуре большого количества иностранных карт, и 12 декабря 1897 г. начальник ГГУ вице-адмирал П.Н. Назимов был вынужден доложить в ГМШ, что «даже при 10-ти офицерах, находящихся в настоящее время для этой цели в распоряжении Управления, корректура 150000 карт займет времени около года. Другими словами, чтобы держать на уровне современности имеемый запас карт, необходимо будет иметь для этого... зимой 1898 г. не 10, а 13 человек, в 1899 г. - 14 и т. д. до 1905 г., когда для того же дела понадобится свыше 20 человек...»23. Однако до 1905 г. вопрос об увеличении штата корректоров так и не был решен.

После того как Россия в начале 1898 г. заняла южную часть Квантунского полуострова с прилегающими островами, «явилась настоятельная нужда в создании точных карт этих новых русских владений, так как существующие английские карты Желтого моря были далеко не точны. Например, на английской карте № 1256, на пространстве Желтого моря между параллелями 38° и 39° и меридианами 122° и 124° до 1901 г. не было показано ни одной глубины; к северу от параллели 39° промер был очень редкий, а в группе островов Эллиот такой большой остров, как Дачаншандо, длиной в 15 верст, совсем отсутствовал. Русских морских карт на этот район не было совсем»24.

В связи с появившейся острой необходимостью проведения систематических гидрографических работ во всех дальневосточных морях Отдельная съемка Восточного океана в 1898 г. была преобразована в Гидрографическую экспедицию Восточного океана (ГЭВО). Ее начальником был назначен подполковник Корпуса флотских штурманов М.Е. Жданко - опытный гидрограф-геодезист. В том же году руководством ГГУ были организованы комплексные гидрографические исследования в районе базирования 1-й Тихоокеанской эскадры Балтийского флота и части кораблей Сибирской флотилии. С этого времени ГЭВО была переориентирована для работ в Желтом и Японском морях25.

1 ноября 1898 г. М.Е. Жданко направился в Порт-Артур, где лично провел рекогносцировку в районе Квантунского полуострова. В мае следующего года экспедиция под его руководством приступила к комплексным гидрографическим исследованиям в районе Ляодунского полуострова. Однако и ранее поставленная ГЭВО задача - создать новые морские карты северной части Японского моря от залива Петра Великого до выхода в Охотское море - с нее не снималась. Работы ГЭВО пришлось вести то в Японском, то в Желтом море, «смотря по тому, где оказывалась нужда в скорейшем составлении той или иной карты, а иногда приходилось и делить небольшие силы экспедиции (в составе начальника, 7 помощников и 73 «нижних чинов» по штату), чтобы вести работы одновременно в разных районах...»26.

8 апреля 1899 г. М.Е. Жданко было приказано приостановить работы в Японском море и отправиться в Желтое море. 12 мая экспедиция в составе четырех производителей работ: подполковника Жданко, лейтенанта Неелова, мичмана Максимова и штабс-капитана Михельсона - на транспорте «Тунгуз» вышла из Владивостока и 19 мая прибыла в Порт-Артур. На переходе офицеры экспедиции каждые два часа вели измерения температуры и плотности морской воды, стандартные метеонаблюдения. 17 июня в Порт-Артуре к экспедиции присоединился военный топограф С.П. Деревягин - производитель топографических работ Приамурского ВТО27.

26 мая ГГУ дало указание выполнить рекогносцировочный промер в Корейском заливе к северу от параллели 38°30' и к востоку до меридиана 124°30', а также создать «мерную линию» в Порт-Артуре. В дальнейшем по проекту М.Е. Жданко намечалось в первую очередь провести комплексные гидрографические исследования восточного побережья Ляодунского полуострова и расположенных к востоку от него отдельных островов и групп островов. Проектом предусматривались постройка геодезических сигналов и знаков, астрономическое определение береговых опорных пунктов, морская съемка берегов, судовой и шлюпочный промер, наблюдения над приливами и течениями, фотографирование и зарисовка берегов, метеорологические, гидрологические и магнитные наблюдения, а также определения силы тяжести маятниковым прибором.

По части мензульной топографической съемки экспедиции оказали существенную помощь офицеры КВТ, поскольку одновременно с ГЭВО на Ляодунском полуострове выполняли геодезические работы и мензульную съемку топографы Приамурского ВТО. Она проводилась в том же масштабе и с таким же успехом, что гидрографы всегда могли пользоваться ее результатами. С 1901 г. ГЭВО было даже предписано, чтобы ее участники, где только можно, пользовались работами военных топографов.

К концу 1903 г. были описаны все острова Корейского залива на пространстве от берега Квантунского полуострова к востоку до меридиана реки Ялу. При подготовке района работ к съемкам М.Е. Жданко, лично проводивший почти все астрономические, геодезические и магнитные измерения, старался совмещать свои пункты с пунктами военных топографов. После постройки минимально необходимого количества геодезических знаков и определения характера приливно-отливных течений (скорости, времени смены и направления) посредине Корейского залива - на якорной стоянке у острова Хайюндао - экспедиция приступила к рекогносцировочному судовому промеру.

Результаты промера показали, что в реку Ялу идет доступный для морских судов фарватер, а астрономическое определение выявило, что положение устья этой реки на английской карте показано значительно смещенным к востоку. Кроме того, вдоль берегов Кореи была обнаружена цепь островов, тянувшихся от самого устья реки. Выполнение промера и морской съемки на севере залива было затруднено из-за мелководья: канонерские лодки с малой осадкой могли подходить к берегу не ближе пяти-шести миль, а иногда - не ближе восьми. Низменные берега плохо просматривались даже в бинокль. Наблюдения в оптические приборы очень затрудняла мгла из-за присутствия в воздухе массы желтой лессовой пыли. Тем не менее к осени судовой промер был закончен, и на основании новых материалов ГГУ уже в 1900 г. смогло издать временную карту Корейского залива №562, которая в последующие годы вплоть до начала войны 1904-1905 гг. дополнялась и уточнялась новыми материалами.

В июле 1899 г. М.Е. Жданко выбрал место, построил и определил «мерную линию» длиной 2 мили вдоль южного берега Квантунского полуострова между Порт-Артуром и бухтой Тахо. Ведущий створ «мерной линии» точно «отбивал» магнитный азимут 90°-270°, что давало возможность определять девиацию магнитных компасов. В сентябре 1902 г. для улучшения видимости и чувствительности створа на Тигровом полуострове поставили третью пирамиду и вырыли вдоль линии ведущего створа траншею на гребне горного хребта.

Одновременно с морским промером проводилось барометрическое нивелирование высот артиллерийских батарей и гор в окрестностях крепости Порт-Артур, выполняли мензульную съемку ряда островов, строили геодезические пункты, определяли магнитные элементы, зарисовывали и фотографировали берег материка и островов, выполняли метеорологические наблюдения.

20 апреля 1900 г. на транспорте «Ермак» гидрографы вновь вышли в океан. В этом походе они, пользуясь хорошей погодой, астрономическими обсервациями и пеленгованием, уточнили положение острова Дажелет, который оказался смещенным к востоку почти на 4 мили. 8 мая «Ермак» пришел на рейд группы островов Эллиот, где начались расстановка и определение береговых пунктов, астрономические, магнитные и футшточные наблюдения, топографическая съемка.

16 августа 1900 г. М.Е. Жданко на почтовом пароходе «Кострома» прибыл во Владивосток, а 20 августа - 12 сентября выполнил на транспорте «Камчадал» хронометрический рейс для определения географических долгот знаков, построенных Дирекцией маяков и лоций Восточного океана на выступающих в море мысах на побережье от залива Рында до залива Де-Кастри, и уточнения положения берега, нанесенного на карту. 20 сентября он вернулся в Порт-Артур. До конца сезона выполнялась мензульная съемка, шлюпочный и судовой промер в группе островов Эллиот.

В 1901 г. экспедиция выполнила подробный шлюпочный промер бухты Восьми кораблей (Инченцзы) на северном берегу Квантунского полуострова и судовой промер плеса перед ней, затем вернулась в Порт-Артур, где были проведены магнитные измерения и наблюдения над течениями. После этого в Корейском заливе были выполнены промеры в бухтах Дип, Керр, Лун-вантан, Сикоу, Тункау, детально изучены фарватеры в реке Ялу и между материком и островом Гуанлудао, выполнены промеры ряда якорных стоянок и др.

В 1902 г. с конца марта до конца апреля проводился внеплановый шлюпочный и судовой промер в бухте Кинчжоу (Цзиньчжоу), расположенной к востоку от бухты Восьми кораблей, а затем до конца навигации выполнялись мензульная съемка на островах, шлюпочный и судовой промер вокруг групп островов Бурчер, Умело, Блонд, Эллиот и плесов между ними. Определялись течения в бухте Кинчжоу и проливе между материком и группой островов Бурчер.

В сентябре в западном бассейне Порт-Артура была построена магнитная будка, в которой разместили магнитные вариационные приборы и выполнили магнитные измерения, а в октябре М.Е. Жданко определил силу тяжести и три элемента магнитного поля на железнодорожной станции Вафандян. 9 ноября экспедиционный состав на транспорте «Харбин» вернулся во Владивосток.

Зимой 1903 г. ГЭВО выполнила промер со льда в Гнилом Углу Владивостока на подходе к строящимся докам. 16 марта экспедиция прибыла в Порт-Артур и продолжила работы в Корейском заливе: геодезическую привязку островов Раунд, Кэп, Энкаунтер к триангуляционной сети на Квантуне, шлюпочный промер и траление жестким тралом секретного входного фарватера в Порт-Артуре, мензульную съемку острова Раунд в масштабе 25 сажен в дюйме для постройки маяка, судовой и шлюпочный промер в районе островов.

В начале июня М.Е. Жданко произвел «военную рекогносцировку обстановки на р. Ялу. В июле он прибыл во Владивосток, откуда на транспорте «Камчадал» вышел в лиман Амура, до конца месяца выполнял промер на Северном фарватере, а затем перешел в Хабаровск, где проводил маятниковые измерения силы тяжести. 27 августа М.Е. Жданко вернулся в Порт-Артур для завершения работ.

Поздней осенью полный состав ГЭВО вернулся во Владивосток и приступил к обработке материалов. К этому времени в районе Ляодунского полуострова и близлежащих островов были определены 115 геодезических и астрономических пунктов (5 астрономических и 83 тригонометрических пункта ГЭВО, 27 тригонометрических пунктов КВТ), наружные знаки которых могли служить точками наводки береговых и корабельных орудий, определены высоты и координаты береговых батарей, для составления морских карт определено магнитное склонение в 107 пунктах, измерено 94 880 глубин на шлюпочном (галсами через 100 сажен и менее) и 22 848 - на морском (галсами через 400 сажен) промере, измерены течения почти на двух десятках станций, составлены гидрографические описания и наставления для плавания, получены первые достоверные сведения о гидрологии и метеорологии Корейского залива. Итогом пятилетней работы стали 22 морские карты, составленные в Картографической части ГЭВО.

К началу войны с Японией в распоряжении Военного ведомства имелись карта Квантунского полуострова от реки Ялу до Порт-Артура по описи ГЭВО 1899-1901 гг. и ряд других изданий ГГУ: временные карты и планы якорных мест на Квантунском полуострове 1901 г.; план залива Талиенван 1898 г. (исправленный в 1903 г.); карта группы островов Эллиот и берега Квантунского полуострова от мыса Терминал до мыса Билихэ 1903 г.; план Кембрийской бухты 1902 г. и карта устья реки Ялу 1902 г.28

 

Примечания

1. Записки ВТО. 1900. С. 117.

2. Там же. С. 13-14.

3. Записки ВТО. 1901. С. 78.

4. Там же. С. 79.

5. Записки ВТО. 1901. С. 79; Каталог географических координат и высот 42 пунктов Ляодунской триангуляции (35 пунктов - 1 -го класса, 7 пунктов - 2-го класса), составленный непосредственным производителем работ штабс-капитаном В.В. Дмитриевым, приведен в отчете (см. Записки ВТУ. 1906. С. 13-22).

6. Записки ВТО. 1901. С. 14.

7. Карта нейтральной граничной полосы китайских и русских владений на Квантунском полуострове масштаба 5 верст в дюйме была вычерчена в 1899 г. /Записки ВТО. 1901. С. 21/.

8. Записки ВТО. 1902. С. 24-25.

9. Там же. С. 27-29.

10. В 1900-1901 гг. личный состав Приамурского ВТО был усилен 26 съемщиками.

11. Записки ВТУ. 1903. С. 15-17.

12. Там же. С. 17.

13. Там же. С. 26.

14. Записки ВТУ. 1905. С. 15.

15. Там же. С. 16.

16. Записки ВТУ. 1906. С. 5-12.

17. Записки ВТУ. 1905. С. 16.

18. Там же. С. 20-21, 23.

19. Записки ВТУ. 1906. С. 2.

20. Там же. С. 20.

21. Там же.

22. РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 2. Д. 3214.

23. Там же.

24. Жданко М. Е. 1904. С. 139-156.

25. Там же. С. 99-109.

26. Там же.

27. Сергеев С.В., Долгов Е.И. 2001. С. 95.

28. Русско-японская война 1904-1905 гг. 1910. Т. 1. С. 166; Болгурцев Б.Н., Грибанов О.Л., Ермоленко К.В. и др. 1996-1997. С. 375-376, 572-580.